Наши детки все разные и имеют разные интересы, увлечения и потребности. Смотришь на одного годовалого малыша и умиляешься, с какой внимательностью он перелистывает книжные страницы, а другой в это время очень сосредоточенно складывает мелкие игрушки в ведерко, затем вываливает их и — всё сначала... Третий же с веселым смехом бегает и прыгает, и никакое спокойное занятие ему не по вкусу.
Но все же не забывайте: многое зависит от нас, родителей. Быть может, еще далеко до года промелькнет у карапуза желание полистать книжку, а мы не обратим внимание и не поддержим вовремя этот интерес...
Нас заинтересовали книги ровно в 9 месяцев. Сначала дочка с интересом разглядывала картинки в небольшой картонной книжке со стихотворением Зои Александровой «Мой мишка». Причем каждый раз, как дочка брала ее в руки, я начинала с выражением читать это стихотворение и показывать пальцем на картинках то, о чем читаю. Книжка полюбилась и мы стали каждый день и в день по несколько раз «мычать», прося почитать ее. Вскоре дочка стала показывать пальчиком на гуся, который нам особенно понравился (крупная картинка на всю страничку): Ты не бойся, это гусь, Я сама его боюсь!
В 9,5 месяцев мы уже стали с увлечением листать всё, что попадает под руку, причем книги с бумажными листами нас привлекают гораздо больше, чем с картонными. Даже пускай там нет картинок, главное — процесс! А какая замечательная гимнастика для маленьких и неуклюжих еще пальчиков!
В 11 месяцев мы уже подолгу можем рассматривать вместе с мамой большую книгу стихов с яркими картинками. Помимо чтения (которое мы на тот момент слушали еще не слишком внимательно), я постоянно показываю и рассказываю. что происходит на картинках: «хрюша бай», «девочка голубей кормит, гуля-гуля», «киса кружечку уронила, бах!», «дует ветер» (изображаю, как дует, и дочка тут же повторяет). В течение дня, я по надобности напоминаю, что мы видели в книжке. Капризничаем и не хотим кушать, я тут же заговорщическим тоном (тон очень важен!): «А помнишь, как мы в книжке смотрели про ветер? Как дует ветер?» Детская мордашка сразу же из капризной становится любопытной, и доча начинает дуть. Всё, капризы забыты...
В 11,5 месяцев мы уже с интересом слушаем длинные сказки Корнея Чуковского про Мойдодыра и Муху-Цокотуху. И тут тоже важны красочные картинки и интонации читающей мамы. Про интонацию, темп и тембр голоса не забывайте никогда, сколько бы ни было лет вашему ребенку. радость, восторг или огорчение, боль — что бы ни испытывали герои читаемой вами книги, пусть ребенок чувствует это в вашем голосе. Не бойтесь пищать, когда говорит мышка и квакать вместе с лягушкой. Говорите грубым голосом с рыком — за волка и вкрадчивым, мягким, с мяуканьем — за кошку. Ваш малыш будет в восторге, и его заинтересованность в сказке обеспечена! Когда моя старшая дочь была маленькой, то однажды сказала бабушке: «Я не хочу, чтобы ты читала, пусть лучше мама. У нее все говорят разными голосами!» Разве не это ли высшая похвала? Именно поэтому я продолжаю квакать, мычать, рычать и гавкать со своей младшей дочерью. И не стесняюсь менять свой голос и интонацию, когда читаю вслух своей 13-летней дочери. Да-да! Я до сих пор читаю вслух даже старшему ребенку! Потому что это сближает нас, наполняет вечернее время перед сном особенным смыслом, теплотой и нежностью...
В годик мы уже целенаправленно листаем странички книжек и ищем те картинки, которые нас привлекают особо. А еще при этом мы изображаем жестами действия героев: девочка пытается достать из речки упавшую игрушку, — и доча хватается за голову и вздыхает. Киса разбила чашку с молоком, — а доча машет рукой и протяжно произносит: «Ба-а-а-ах!»
В годик у нас сочинилась своя собственная сказка, и дочка в течение вот уже двух месяцев с удовольствием слушает ее по несколько раз в день. Всё началось с того, что однажды за окном на фонарном столбе мы увидели воздушный шарик. Сколько было восторга у годовалого ребенка! Она постоянно тянула меня посмотреть на шарик за окном, показывала на него пальцем и что-то говорила на своем языке. А я вспомнила, что в книжке у нас есть стихотворение про шарик и даже рисунок подходящий: ветер вырывает у девочки из рук воздушный шарик, и он улетает в небо. Вот так, по сюжету стихотворения и родилась наша первая собственная сказка. Теперь если мы капризничаем по какому-либо поводу, стоит только сказать: «А помнишь, как ветер шарик у девочки унес? Рассказать сказку?», как доча тут же забывает причину своих капризов и готова слушать эту простую, примитивную сказку. И пока я рассказываю ее, сидит, не шелохнувшись. Значит — интересно... Итак, наша сказка...
Сказка про шарик
Жила-была девочка, и был у нее красивый воздушный шарик. И вот, однажды, девочка пошла гулять и взяла с собой шарик. Он весело покачивался на ветру: кач-кач, кач-кач. А девочка шла и пела песенку. Но вдруг налетел сильный ветер (в этот момент «дую», как ветер) и... выхватил шарик из рук девочки! Полетел воздушный шарик высоко-высоко в небо, а девочка заплакала горькими слезами.
Тут мимо проходила киса, увидела, что девочка плачет и спрашивает:
— Мяу, что же ты плачешь, девочка?
— Как же мне не плакать, — отвечает девочка, — был у меня шарик красивый, красненький, а ветер налетел и выхватил его из рук!
И заплакала еще сильнее (изображаю, как плачет девочка). А киса говорит:
— Не плачь, девочка! Раньше воздушный шарик радовал только тебя одну, а теперь многих детишек радовать будет, вот, смотри!
Посмотрела девочка наверх, а шарик-то за столб зацепился и теперь на ветру раскачивался: кач-кач, кач-кач. Обрадовалась, что теперь можно будет на шарик из окна смотреть, поблагодарила кису и домой побежала.
Тут Маша (дочка появляется в сказке как действующее лицо) к окошку подошла и увидела, что на столбе красный шарик качается: кач-кач, кач-кач (если я дочку спать укачиваю, то на этих словах она обычно начинает уже засыпать). Стала Маша маму звать:
— Мама, мама, посмотри, там шарик качается!
Подошла мама к окну, посмотрела и улыбнулась:
— И правда шарик! Какой красивый!
И с тех пор Маша часто подходила к окошку, чтобы на шарик полюбоваться, а ветер так и качает его: кач-кач, кач-кач (вот тут у нас совсем слипаются глаза, и мы засыпаем).
ВЫВОД: маленькому ребенку гораздо интереснее слушать то, что он понимает. Обычная ситуация из жизни становится сказкой, и годовалой дочке понятно всё: девочка с шариком (видели на картинке), ветер (учились дуть и раньше), шарик, который зацепился и качается на ветру (видели в окно). И — еще раз повторю — интонация. Я стараюсь передать и радость девочки, и звук ветра, и переживания девочки, и слезы, и мурлыканье кошки, и удивление Маши, увидевшей шарик в окне. Для кого-то наша сказка покажется слишком примитивной, но для нас она — самая интересная. И поэтому желаю не забывать, что каждая мама — сказочница.
Автор статьи — Наталья Хурс
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
|