Привет! Меня зовут Угомон. Я большой затейник, поэтому еще ни одному ребенку не было со мной скучно. А еще я знаю секрет не только как угомонить детей, но и как вырастить их добрыми, послушными, заботливыми, веселыми и умными. В общем — самыми лучшими! И я готов своими секретами поделиться с вами, самыми лучшими родителями.
«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — не зря вот уже много веков учит нас этому известная пословица. Поэтому родителям не должно быть безразлично, что читается или рассказывается детям. А прочтение сказки можно превратить в настоящий и увлекательный урок.
Задумывались ли вы об огромной роли сказки в жизни ребенка? Благодаря сказке ребенок впитывает свои первые уроки нравственности, понятия добра и зла, отношения друг к другу, к животным и окружающей природе.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами», — так писал известный педагог Василий Сухомлинский.
Именно поэтому нам, родителям, не должно быть безразличным то, что мы рассказываем детям или читаем. Конечно, сказки не дают прямых наставлений детям, как например, о том, что нужно слушаться родителей, уважать старших, нельзя уходить из дому без разрешения, но в их содержании всегда заложен нравственный урок, который наши дети воспринимают на подсознательном уровне. А уж тем более, если родители после прочтения сказки начинают рассуждать вместе с детьми и обговаривать похожие ситуации из жизни.
Русские народные сказки зачастую становятся самыми первыми нашими помощниками в формировании нравственных навыков наших крох: крепкая дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»), непослушание приводит к неприятным последствиям («Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса»), зло всегда наказуемо («Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»). В народных сказках высмеивается лень («Как Отеть с Ленью зимовали»), зато трудолюбие вознаграждается («Мороз Иванович»); мудрость — восхваляется («Мужик и медведь»), а жадность — высмеивается («Лиса и журавль»). Но не забывайте, что самое главное при прочтении русских народных сказок — это ваше совместное обсуждение тех ситуаций, в которые попали герои. Да что и говорить, если родители сумеют каждое прочтение сказки превратить в интереснейшее общение с ребенком — это просто замечательно! Задания, вопросы к сказкам будут побуждать не только ребенка, но и вас к совместному размышлению о жизненном опыте, отношениях с окружающими. Таким образом, между вами и ребенком возникнет тесный диалог, который вас сблизит и поможет процессу воспитания, развития.
Попробуем разобрать этот способ диалога на примере известной сказки Константина Ушинского.
«Ветер и солнце»
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
Беседа с ребенком по сказке:
1. Кто больше понравился ему в сказке? Ветер или Солнце? Почему? 2. Пусть ребенок порассуждает о чертах характера всех трех персонажей. 3. Кто сильнее оказался в споре Ветра и Солнца? В чем эта сила заключается?
Обратите внимание ребенка на то, что путешественник проявил терпение, упорство, силу, сопротивляясь Ветру (силе отрицательной). А доброй силе, Солнцу — благодарность.
Обогащение словаря крохи: 1. Объясните значение слова «благословил», то есть воздал хвалу за добро, выразил благодарность. 2. Поговорите о слове «кроткий». Как понимает его ребенок? Подберите вместе синонимы к этому слову: смиренный, тихий, спокойный...
Творческая деятельность по сказке: 1. Попробуйте вместе проиллюстрировать сказку. 2. Выучите стихотворение о природе. 3. Подберите заранее загадки, соответствующие теме сказки, например: «Живет без тела, говорит без языка, всяк его слышит, да не видит» (ветер)
«Один льет, другой пьет, третий зеленеет, да растет» (дождь, земля, растения)
«Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все ...» (солнце)
Естественно, что вы не будете разбирать с ребенком каждую сказку подобным образом, но если вы сможете периодически устраивать такие «тематические вечера», то особо важные в нравственном отношении сказки останутся в памяти ребенка надолго.