Русский хирург и анатом, педагог, общественный деятель (1810-1881). Николай Иванович — автор многих педагогических произведений, не утративших свою актуальность и в наши дни. Самой любимой книгой самого Пирогова было Святое Евангелие. Он свою жизнь старался строить на евангельских заповедях и поэтому не удивительно, что настоящий прогресс человечества педагог видел в духовном приближении людей к Евангелию, чтобы мы становились добрее, правдивее, чище сердцем, бескорыстнее и милосерднее. Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду, но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами, и вся разница будет заключаться в том, что оно может воспитаться дурно тогда, когда могло бы воспитаться разумно и правильно. *** Мы — взрослые — нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, насильственно врываясь в него, переносим ребенка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим ему внушить наши взгляды, наши понятия, наши сведения, приобретенные вековыми усилиями уже зрелого человека. Мы не хотим ни «умалиться», ни «обратиться и быть как дети» и, между тем, хотим быть их наставниками... Кто же теперь виноват, что мы так рано замечаем у наших детей несомненные признаки двойственности души? Не мы ли сами немилосердно двоим ее? Действительно, наши усилия венчаются успехом. Но каким? Исторгая беспрестанно ребенка из его собственного духовного бытия, перенося его все чаще в нашу сферу, заставляя его смотреть и понимать по-нашему, мы, наконец, достигаем одного: он начинает нам казаться не тем, что он есть. *** В чем состоит основная мысль телесного наказания? 1) выместить причиненную злобу 2) пристыдить 3) устрашить Вот три чувства, на которых человечество с незапамятных времен основывает все свои физические исправительные меры. Месть — чувство, не свойственное ни христианству, ни здравой нравственности. Чувство стыда — это такой нежный, оранжерейный цветок, который разом завянет, когда побывает в грубых руках. Розга вселяет страх, — это правда, но не исправительный, не надежный, а прикрывающий только внутреннюю порчу. Здесь опять двойственность, опять «быть и казаться»: покуда розга на виду — все хорошо и в приличном виде; когда исчезла из виду — кутеж и разлив. И это нравственность?! Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри виновного — и вы дойдете до идеала нравственного воспитания. Не забудьте, что я говорю это родителям: у вас в руках и мягкая масса для моделей, и форма. Но и учителя не должны забывать, что к ним поступает в руки эта масса еще не совсем застывшей. Они могут из нее также еще кое-что вылепить. *** Детей нужно учить немногому, но хорошо; а многому и хорошо, к сожалению, по слабости нашей натуры, учиться нельзя...
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
|