А вы читали "Педагогическую поэму" Антона Семеновича Макаренко? Я удивляюсь: в его педагогической практике реализовался БЕСПРИМЕРНЫЙ опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии! А мы ведь порой не можем справиться со своим единственным ребенком... Да, он жил в трудное советское время, но это никак не умаляет значения его достижений и исследований для современного воспитания, особенно — «трудных» детей. Нужно только «отфильтровать» плевелы советского времени (например, официальные идеалы) от золотых зерен-мыслей мастера-педагога. Эти «зернышки» выписываю в свою записную книжку. Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. *** Правильное воспитание вовсе не требует, чтобы родители не спускали с детей глаз. Такое воспитание может принести только вред. Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. В жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чужими и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать. *** Вы воспитываете ребенка в каждый момент вашей жизни: как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. *** Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своем деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть подчиняться распоряжению и выполнять его охотно. Можно быть как угодно ласковым с ребенком, шутить, играть, но когда возникает надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения. *** Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы уже и сами догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
|