Протоиерей Василий Зеньковский (1882-1962) — выдающийся мыслитель, психолог и педагог Русского Зарубежья. Магистр философии Киевского Университета, доктор церковных наук. Читал лекции в качестве профессора в Киеве, Белграде, Праге, в Парижском Православном Богословском Институте, в котором много лет занимал должность декана. Автор многочисленных произведений, главным образом — по философии и психологии, а также — по педагогике («Педагогика», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»). Дитя изучает мир через семью, в свете семьи. Необычайно тяжело поэтому влияют на ребенка семейные ссоры родителей — это разрушает самые основы его души. *** При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребенка очень важно накопление удачных опытов, так как опыт удачи является главным формирующим элементом характера ребенка. И на этом пути развития характера семье принадлежит едва ли не самая важная роль. *** Изначально для ребенка как бы не существуют темные стороны мира, сначала для него главное — «папа и мама». В этой атмосфере семейной тишины расцветает душа ребенка. *** При развитии привычек у ребенка не нужно проявлять несносной для детей настойчивости, иначе привычка будет поддерживаться только рамкой семьи, и по удалении последней привычка будет с радостью отбрасываться как противное беспокоящее иго. *** Очень важно развить в детях привычку каждое начатое дело доводить до конца. Этой привычкой создается чувство большей ответственности за каждое предпринимаемое дело, большая углубленность желаний и приобретается опыт претворения желаний в дело. *** Но главная тема семейного воспитания — воспитание религиозное. Семья по своей структуре является бесконечным источником религиозных сил. Сама семейная жизнь есть как бы святыня, наше отношение к родителям является единственным, вечным, неповторимым. *** Бесконечно важно крещение детей, но кроме него нужна дальнейшая жизнь ребенка в религиозной обстановке. В этом отношении родители должны быть на высоте. Однако нельзя дать ребенку большего, чем сам имеешь. Иногда ограничиваются тем, что ребенка проводят через формально-религиозный быт, тогда как в нем зреет самостоятельность, нуждающаяся больше всего во внутреннем воздействии и преображении. Поэтому для ребенка важно не столько соблюдение уставов, хотя и это имеет свой смысл и даже некоторую прелесть, так как дети имеют любовь к чину и порядку. *** Детей не столько надо учить молиться, как молиться вместе с ними: атмосфера молитвы сильнее всего действует на их душу. Для ребенка важно не заучить слова молитвы, но вести его так, чтобы он чувствовал себя стоящим на молитве перед Богом.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
|