Выдающийся русский педагог Лесгафт Петр Францевич (1837-1909), анатом, врач. Основоположник системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России. Автор множества педагогических сочинений, в том числе и труда «Семейное воспитание и его значение». При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не СЛОВА, а ДЕЙСТВИЯ близких лиц на развивающегося ребенка, и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка. *** Значение привычек, приобретенных в раннем возрасте, громадно, отделаться от них впоследствии очень трудно, а иногда и не под силу взрослому... *** Чем мягче и осторожнее обращаются с ребенком, чем большею разумною добротою и любовью он окружен, тем более мягким и любящим человеком он является, тем с большею впечатлительностью он относится ко всему окружающему и тем более он приучается руководствоваться правдою во всех своих помышлениях и действиях. *** Злым ребенок будет только тогда, когда его раздражают и оскорбляют несправедливостью, произволом и неправдою. Лень у него является, когда его насильственно заставляют производить непосильную, не соответствующую его знаниям и подготовке работу, или работу, сильно угнетающую его однообразными, утомительными действиями. *** Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время его семейной жизни: 1) чистота 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности. *** Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности. *** Обыкновенно предполагают, что ребенка можно и обмануть: ведь он глуп, не разберет; а между тем различие правды и неправды у него слагается именно таким образом, что он приучается проверять слышанное им видимым и осязаемым. Если ему говорят, что «мамы нет дома», а он случайно увидит ее, то он при первом удобном случае, если ему что не понравится, заявит, что его самого нет дома. Чем чаще его обманывают и чем более он встречает в семье несоответствие слова с делом, тем менее выясняются для него признаки правды и тем легче он начинает говорить только то, что ему выгоднее.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
|