Известный педагог Петр Федорович Каптерев родился в 1849 году в семье сельского священника. Окончил Московскую Духовную Академию и много лет преподавал в различных учебных учреждениях Петербурга. Его первая книга — «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц». С этой поры он начинает играть видную роль в Петербургском педагогическом обществе. Он пишет книги, посвященные психологическому обоснованию дидактики, особенно много он занимался вопросами семейной педагогики и совершенствования школы. В каждом возрасте человек есть настоящий, цельный человек, своеобразный, а не только ступень развития на пути к настоящему, полному человеку. Но мы, взрослые, мало ценим особенности мысли и чувства детей и юношей, мало уважаем их своеобразную личность; мы упорно стараемся привить им наши взгляды и вкусы, нашу манеру думать и поступать. Мы уверены в своем превосходстве и требуем подчинения себе. *** Руководство детьми, родительский авторитет, конечно, необходимы, но именно в той мере, в какой дети НЕОПЫТНЫ, не знают окружающего их мира, а потому не могут поступать разумно. Между тем взрослые постоянно переходят указанную границу, требуя от детей того, что едва ли детям нужно и что трудно оправдать вполне разумными основаниями. *** Правильное воспитание непременно должно быть общественным воспитанием. Дитя должно расти и развиваться среди сверстников. Одиночкой растущий ребенок, т.е. ребенок, вырастающий среди взрослых без товарищей, — несчастный ребенок, это рыба, вытащенная из воды и помещенная в другую жидкость, не свойственную этому организму. Дитяти вполне хорошо и свободно только с детьми. Взрослый с детьми искусственно принижается и вынужден постоянно быть настороже; дитя со взрослыми искусственно вытягивается и напрягается в понимании ему неясного. *** Мы начинаем воспитывать детей гораздо раньше, чем предполагаем, и воспитываем гораздо глубже, чем думаем, окружая дитя известными лицами, давая возможность детям часто видеть известную мимику и жесты, часто слышать известные голоса и речи. Дитя всему этому подражает. А подражательность одинаково простирается как на хорошее, так и на дурное. При неустойчивости детского организма, при мягкости детской натуры, при сильном строительном, пластическом процессе, переживаемом дитятей в первые годы жизни, — подражательность является громадной формирующей и направляющей силой как в физическом, так и в духовном отношениях. *** Игра есть верный показатель детской силы, детской энергии, детского здоровья. Чем здоровее дитя, тем оно дольше и охотнее играет. Не нужно давать детям много игрушек, особенно сложных, дорогих, — такие игрушки развивают в детях пассивность. Игрушки должны содействовать проявлению ДЕЯТЕЛЬНОЙ стороны человеческого существа, творчества, самостоятельности, словом, быть предметом игры, а не развлечения. Игрушки должны быть именно хорошим, гибким материалом для детских игр и время от времени давать толчок для творческой фантазии дитяти. Поэтому хороши игрушки в виде простого материала — бумага, палочки, кубики, поскольку они могут превращаться во все, во что придется.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
|