Привет! Меня зовут Угомон. Я большой затейник, поэтому еще ни одному ребенку не было со мной скучно. А еще я знаю секрет не только как угомонить детей, но и как вырастить их добрыми, послушными, заботливыми, веселыми и умными. В общем — самыми лучшими! И я готов своими секретами поделиться с вами, самыми лучшими родителями.
Что рисуют наши дети? Можно ли разглядеть какие-то тревожные знаки в столь обычных вещах, как например, детские рисунки? Психологи уже давно говорят о том, что да, можно. Творчество всегда в той или иной степени отражает внутренний мир человека. А особенно детское, в нем вообще все как на ладони. Поразмышляем вместе с воспитателем по изодеятельности детского сада.
Представьте себе детское доброе издание, на страницах которого дети нашего города могут прочесть не только сказки и истории, но и увидеть свои рисунки. Ведь это так замечательно — увидеть свое творчество на страницах любимой газеты! Но, к сожалению, не все детские рисунки можно опубликовать в этом добром издании. Монстры, человек-паук, Губка Боб, гламурные Винкс... Они остаются лежать в архиве редакции, так никогда и не порадовав своих авторов.
Вряд ли нужно напоминать родителям о том, что воспитание детей — это огромная ответственность и перед самими детьми, и перед обществом. Воспитание никогда не было легким делом. Но в наши дни, когда человечество так стремительно развивается по пути все большего прогресса, когда увеличивается влияние средств массовой информации, — воспитание требует еще больших труда и ответственности. Можно ли разглядеть какие-то тревожные знаки в столь обычных вещах, как например, детские рисунки? Психологи уже давно говорят о том, что да, можно. Творчество всегда в той или иной степени отражает внутренний мир человека. А особенно детское, в нем вообще все как на ладони.
Гречихина Людмила Ильинична вот уже 15 лет работает в детском саду № 36 г. Юрги воспитателем по изодеятельности. «Самое любимое занятие для меня — это наблюдать за творческим процессом ребенка», — улыбается Людмила Ильинична. И сегодня мы обратились к ней с надеждой выяснить: откуда берутся в детском творчестве эти недобрые, лишенные наивности и чистоты рисунки?
— Людмила Ильинична, какие рисунки рисуют сейчас дети? — Наверное, как и во все времена — разные. Но в последние годы стали преобладать рисунки с персонажами, навеянными нам западной культурой. Причем иногда это совсем не положительные герои. По моим личным наблюдениям рисунки с отрицательным содержанием рисуют либо дети педагогически запущенные, либо с неуравновешенной психикой. Причем педагогически запущенные дети — это не обязательно неблагополучные семьи, но и семьи, где у родителей элементарно не хватает времени на своих детей. А это значит, они бесконтрольно предоставлены телевизору и компьютеру. Отсюда и образы, появляющиеся на рисунках: монстры, человеки-пауки, Барби... Заметила такую тенденцию: того или иного персонажа дети из разных семей начинают рисовать почти одновременно. Это опять же говорит о сильном влиянии телевизора. Одно время шли передачи про динозавров, так дети просто «заболели» ими. Помню, даже в подарок маме на 8 марта рисовали динозавров!
— Получается, что родители не уделяют должного внимания творчеству своих детей? — Вряд ли многие родители вообще переживают по поводу того, что рисует их ребенок. Возможно, это элементарное недопонимание. Давайте начнем издалека. Посмотрите, в каких карнавальных костюмах теперь приходят дети на утренники: бетманы, человеки-пауки и даже чертята. А какие раскраски разукрашивали дети раньше? Золушки и Емели, бабочки и матрешки. Сейчас же родители спокойно покупают для раскрашивания опять все те же истории про человека-паука или куклы Барби. Западные персонажи вытесняют наше, исконно русское. Даже настоящего Деда Мороза почти разучились рисовать, все чаще — образ Санта Клауса... Получается, серьезную работу прежде всего нужно проводить именно с родителями!
— А можно ли разглядеть в рисунках стресс, переживаемый ребенком? — Столько лет работая с детьми, я сразу вижу перемену в их внутреннем мире благодаря именно рисункам. Например, была в группе девочка, довольно-таки открытая и творческая, но вдруг в ее рисунках все стали «прятаться». Например, начинает рисовать лисичку, а в конце занятия закрасит ее полностью. Я подойду, спрашиваю: «А что случилось с твоей лисичкой?» «Она спряталась», — отвечает. Когда подобное повторилось несколько раз, я обратилась к воспитателям. И что бы вы думали? Оказалось, что у ребенка неполадки в семье, какие-то проблемы между родителями. Или такой пример. Мальчик вдруг на занятиях начал рисовать пожарища: снизу все черным-черно, а вверху — красное, огонь. Так проявлялся у него негатив, поскольку в семье был нарушен психологический климат. Подобных случаев очень много, и это позволяет мне с уверенностью сказать: ребенок, сам того не понимая, выплескивает на бумагу свое эмоциональное состояние, переживания, то, что, сейчас в его маленьком внутреннем мире является волнующим.
— Что бы Вы посоветовали родителям? — Наблюдайте, какие мультфильмы смотрят ваши дети, в какие компьютерные игры играют — не пускайте этот процесс на самотек. Присматривайтесь к творчеству своих детей: тогда вы сможете получить очень ценную информацию о внутреннем мире ребенка, о его чувствах и переживаниях. И если вовремя обнаружить тревожные знаки, то можно все исправить. Давайте детям больше конкретных заданий. Например, мы с группой рисовали портрет Зимушки-Зимы. Сначала обговорили, в каком образе она может проявиться на бумаге, а потом детям была дана творческая свобода. Рисунки получились очень интересные и, главное, — личностные. Ребенок должен уметь в творчестве выражать свои личные мысли, реализовывать свои личные чувства, в чем и помогают эти конкретные задания.
P.S. После разговора с Людмилой Ильиничной, мне захотелось повнимательнее приглядеться к тому, что рисовали мы с братом. Мама бережно хранит наши детские «шедевры» в отдельной папке: цветочки, зайчики, принцессы в пышных бальных платьях — это мое творчество. Брат рисовал машинки, улыбающихся солдат возле танков, корабли... И нигде, ни разу я не увидела агрессии, не увидела чувственных красавиц в вызывающе коротких юбках. Что это? Бедность образов? Скорее наоборот — детство, избавленное от пошлости и нечистоты. Усиливая ежедневно влияние западной культуры на наших детей, не боимся ли в какой-то миг потерять свою, русскую, национальную? Усиливая ежедневно влияние телевизора и компьютера на наших детей, не боимся ли мы лишить их непосредственности, чистоты и наивности? У нас, родителей, есть над чем задуматься...